papakash (papakash) wrote,
papakash
papakash

Categories:

Усть-Теленгуй в 1906 году

Из Усть-Теленгуя. Не везет усть-теленгуйцам в стремлении к улучшению быта в жизни его жителей. Все благие начинания инициаторов какого-либо полезного нововведения разбиваются о какие-то невидимые преграды. Так погибла идея об отделении четырех низовых поселков Новотроицкой станицы и образовании из них самостоятельной станицы с учреждением правления в Усть-Теленгуе. Так же канула в воду мечта об открытии церковного прихода с резиденцией причта в Усть-Теленгуе, где есть церковь, вполне соответствующая такому назначению. Не лучшая участь, кажется, постигла и ходатайство об открытии здесь одноклассного министерского училища. Между тем, нужда во всех трех перечисленных учреждениях не подлежит сомнению.
По поводу необходимости учреждения самостоятельной станицы для поселков Жидинского, Макаровского, Усть-Теленгуйского и Теленгуйского, ввиду ненормальности того положения, в каком они находятся по отношению к своей станице, отстоящей от них в семидесятиверстном расстоянии и чрез полосу целой Ундинской волости – был поднят вопрос несколько лет тому назад, но так и остался вопросом, к исходу из этого положения мер никаких не принимается.
Не менее ненормальное положение и в удовлетворении религиозных нужд. В поселках Усть-Теленгуйском и Теленгуйском в каждом имеются церкви, почти одинакового плана и во имя одного и того же Святого Пророка Ильи, и обе приписные к Урульгинскому приходу, где штат причта состоит из одного священника и двух псаломщиков. Нетрудно догадаться, сколько приходилось ежегодно переживать неприятностей из-за совершения богослужения в храмовый праздник 20 июля, и тем, и другим желательно совершить богослужение в установленный день праздника, – а причт один; приходилось чередоваться или доставать священника из посторонних приходов за несколько десятков верст. Но благодаря открытию прихода в селении Кироченском, отстоящем всего в пятнадцати верстах от нашего поселка, где на одно только село назначен причт, мы избавились от нежелательных чередований и разыскиваний священников, а стали пользоваться услугами Кироченского причта.
Тем не менее, этим далеко не удовлетворяются наши духовные потребности. Для того, чтоб пользоваться услугами причта чужого прихода, нужно заручаться разрешением своего, которое дается последним только ввиду невозможности поступить иначе, как это приходится при одновременном богослужении в обоих церквах в день храмового престольного праздника; в других же случаях трудно, или почти недостижимо. Урульгинскому причту невыгодно давать такое разрешение, здесь играют роль доходы.
Благодаря этим денежным расчетам духовенства, как усть-теленгуйцам, так и теленгуйцам приходится проводить праздники только созерцанием уныло стоящих храмов, во ожидании, когда причт управится в других селах и дойдет очередь до них. Дабы скоротать время, волей-неволей пускаются «во все тяжкие», и в замене услаждениях слуха словом Божиим, приходится наблюдать бесшабашный разгул и слушать отборную нецензурную брань. Принимая во внимание такое прискорбное явление, неудивительно, что религиозно-нравственные устои среди населения год от года слабеют, что рельефно отражается особенно на молодом поколении.
Кто поручится, что при дальнейшем манкировании таким важным вопросом – мы окончательно не одичаем?
Следовало бы обратить должное внимание на это, кому о сем ведать надлежит. Ожидать чего-либо хорошего при таком порядке вещей невозможно. Уже и теперь приходится констатировать факты упадка нравственности и проявление одичалости нравов.
Без благотворного влияния на религиозное чувство, без развития умственных способностей преподаванием научных познаний, облагораживающих человека, люди теряют много в нравственном отношении.
Грустно смотреть и видеть на каждом шагу результаты разложения. Благодаря повсеместной свободной подпольной продаже водки развивается беспардонное пьянство, бесшабашный разгул, упадок чести, нравственности, благосостояния и проч.
Дабы поставить преграду надвигающейся беде необходимо просвещение подрастающего поколения открытием так давно ожидаемого нами приходского училища. И если, к нашему прискорбию, с будущего учебн. г. таковое не будет открыто – то остается только патетически воскликнуть: За что, о Господи! на ны прогневался зело!.. Посыпать голову пеплом, отрясти прах с ног и замкнуть уста.
Усть-Теленгуец.

Читинский листок, № 12, 18 апреля 1906 года.

Tags: 1906, Теленгуй, Урульгинская Николаевская церковь, Усть-Теленгуй, Читинский листок
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments